Методический семинар
Пояснительная записка
Эссе " Я - учитель"
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,
он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель.
Лев Толстой
Сегодня модно быть умным, образованным, разноплановым человеком и поэтому настоящий, профессиональный учитель старается донести эту мысль до детских умов и заинтересовать их знаниями.
Постигая различные дисциплины и поднимаясь все выше в своем развитии, каждый человек вольно или невольно передает свои знания другим участникам движения, название которому – жизнь. Заражает своим примером. Увлекает своим незаурядным умением и мастерством.
Особая часть человеческого общества – это люди, сознательно выбравшие путь профессиональной передачи попутчикам в движении к совершенству своих знаний, проявляющие преданность своей специальности, творчество и изобретательность, вкладывающие в подопечных все, что объединяется понятием «душа». Это преподаватели, учителя, тренеры, воспитатели, инструкторы. А все вместе – это педагоги.
Я с удовлетворением отношу себя к этой самой социально необходимой части человеческого общества – педагогам!
Как становятся педагогами? Для меня этот вопрос начал решаться еще в раннем детстве. Тогда, едва научившись ходить, бегать и прыгать, я увлеченно повторяла увиденные по телевидению танцевальные движения. И, чуть освоив что-нибудь, показывала своим подружкам, для того чтобы они повторяли это со мной. Это и были мои первые «педагогические шаги».
И непременно пела. Услышанная музыка завораживала, хотелось запомнить мелодию, тут же повторить ее. От незамысловатых детских песенок шла к постижению гармонии звуков. И в дальнейшем увлечение пением переросло в осознанный и желанный труд. К окончанию школы вопросы «кем быть» и «где учиться» были решены. На профессиональной основе я училась как исполнитель и как учитель своих будущих подопечных.
Мои родители не связаны с музыкой. Каждый член моей семьи любит свою профессию и отдается ей полностью. Это стремление к совершенству в выбранном любимом деле я вынесла из семьи.
Учитель по природе своей профессии – созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, – суть этической культуры учителя. Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества – идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познавать новое, открывать мир. Все, что нужно, для того чтобы они могли проявить свои дарования, свой талант, это умное руководство со стороны взрослых – воспитателей, родителей и учителей.
Таким образом, учитель и ученик – равноправные участники непрерывного педагогического процесса обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: СО - дружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца. Когда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них – самая умная, самая добрая, самая красивая. И понимаешь: ради этого ощущения живу, страдаю, пробую и фантазирую – ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше со - единение.
Своё педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика я могу выразить словами С.Л.Соловейчика: «Нет двух отношений к ребенку — педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, — человеческое».
Современные дети, подверженные стрессам (чего только стоит сдача ЕГЭ и ОГЭ!), подсевшие на такой «наркотик», как компьютер, находятся под влияниям «тяжелой» музыки, неприкрытой агрессии пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, что приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений подростков.
Как научить их быть гуманными? Научить понимать прекрасное? И я вновь и вновь терпеливо объясняю, что нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в музыке.
А из чего состоит человеческая жизнь? В ней есть улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение, есть желание потанцевать и помечтать… И музыка здесь оказывается нашим незаменимым другом. Известно, что произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение, а «Лунная соната» благоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему. Вот такова живительная сила искусства!
Но есть в нашей жизни и серьезное: неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар. Вот это все и служит источником большого, серьезного искусства, становится его содержанием, его смыслом.
Основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства".
Как обычный урок сделать необычным, как сложный материал представить доступно и интересно, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы задает каждый учитель, приходя сегодня в класс.
Передо мной дети ХХI века. Сегодня важно, чтобы их вера в себя окрасилась радостью, получение жизненного опыта и развитие таланта представлялось привлекательным и достижимым. Говорят, талант делает человека достойным уважения. Все дети талантливы. И я должна помочь им быть успешными. А для этого необходимо научить их проявлять себя, презентовать, показывать, договариваться, видеть окружение как положительную среду. Ребенок должен почувствовать, что это он САМ сделал открытие на уроке и что именно ЕМУ принадлежит ЕГО маленькая победа. Это позволяет подготовить ученика к покорению новых высот.
Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Учитель без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Легко говорить о своей любви к детям вообще. А как полюбить конкретных детей? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников?
В нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников, на мой взгляд, – это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить – это трудно. Верить ещё труднее. Я верю в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, – результату.
Уроки музыки как уроки искусства, уроки творчества содействуют оптимизации у детей целостного мышления, избирательных художественных потребностей и интересов, определенных ценностных ориентаций и установок.
Поэтому я стремлюсь на уроках вызвать удивление и любопытство учеников, «аппетит» на знания. То, что я говорю, – смысл, то, как я говорю – музыка! Человек – это есть слияние смысла и музыки. Человек – это свет… Я учительница – это свет, смысл и музыка.
Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.
Учитель музыки – прекрасная работа,
Ей отдаюсь вся без остатка я.
Концерты, развлечения, отчеты…
И это не работа – жизнь моя!
К.Д. Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
Да, я учитель и всегда хотела им быть. Моя работа приносит мне радость, и в этом я вижу свое счастье.