Эссе "Я учитель"

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение     

Основная общеобразовательная школа №3

города Мыски

Кемеровской области   

Конкурсные материалы

 

  на главную страницу учителя музыки Удод А.С.

 

 

 Методический семинар

 

 Пояснительная записка

 

Эссе " Я - учитель"

 

 Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,

он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

 но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он — совершенный учитель. 
Лев Толстой

 

   Сегодня модно быть умным, образованным, разноплановым человеком и поэтому настоящий, профессиональный учитель старается донести эту мысль до детских умов и заинтересовать их знаниями. 

Постигая различные дисциплины и поднимаясь все выше в своем развитии, каждый человек вольно или невольно передает свои знания другим участникам движения, название которому – жизнь. Заражает своим примером. Увлекает своим незаурядным умением и мастерством.

   Особая часть человеческого общества – это люди, сознательно выбравшие путь профессиональной передачи попутчикам в движении к совершенству своих знаний, проявляющие преданность своей специальности, творчество и изобретательность, вкладывающие в подопечных все, что объединяется понятием «душа». Это преподаватели, учителя, тренеры, воспитатели, инструкторы. А все вместе – это педагоги.

   Я с удовлетворением отношу себя к этой самой социально необходимой части человеческого общества – педагогам!

Как становятся педагогами? Для меня этот вопрос начал решаться еще в раннем детстве. Тогда, едва научившись ходить, бегать и прыгать, я увлеченно повторяла увиденные по телевидению танцевальные движения. И, чуть освоив что-нибудь, показывала своим подружкам, для того чтобы они повторяли это со мной. Это и были мои первые «педагогические шаги».

   И непременно пела. Услышанная музыка завораживала, хотелось запомнить мелодию, тут же повторить ее. От незамысловатых детских песенок шла к постижению гармонии звуков. И в дальнейшем увлечение пением переросло в осознанный и желанный труд. К окончанию школы вопросы «кем быть» и «где учиться» были решены. На профессиональной основе я училась как исполнитель и как учитель своих будущих подопечных.

Мои родители не связаны с музыкой. Каждый член моей семьи любит свою профессию и отдается ей полностью. Это стремление к совершенству в выбранном любимом деле я вынесла из семьи.

    Учитель по природе своей профессии  – созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога. 
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, – суть этической культуры учителя. Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества – идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. 

    У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познавать новое, открывать мир. Все, что нужно, для того чтобы они могли проявить свои дарования, свой талант, это умное руководство со стороны взрослых – воспитателей, родителей и учителей.

 Таким образом, учитель и ученик – равноправные участники непрерывного педагогического процесса обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: СО - дружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца. Когда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них – самая умная, самая добрая, самая красивая. И понимаешь: ради этого ощущения живу, страдаю,  пробую и фантазирую – ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше со - единение. 

    Своё педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика я могу выразить словами С.Л.Соловейчика: «Нет двух отношений к ребенку — педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, — человеческое». 

Современные дети, подверженные стрессам (чего только стоит сдача ЕГЭ и ОГЭ!), подсевшие на такой «наркотик», как компьютер, находятся под влияниям «тяжелой» музыки, неприкрытой агрессии пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, что приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений подростков.

    Как научить их быть гуманными? Научить  понимать прекрасное? И я вновь и вновь терпеливо объясняю, что нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в музыке. 

    А из чего состоит человеческая жизнь? В ней есть улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение, есть желание потанцевать и помечтать…  И музыка здесь оказывается нашим незаменимым другом. Известно, что произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение, а «Лунная соната» благоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему. Вот такова живительная сила искусства! 

    Но есть в нашей жизни и серьезное: неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар. Вот это все и служит источником большого, серьезного искусства, становится его содержанием, его смыслом.

    Основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства".

    Как обычный урок сделать необычным, как сложный материал представить доступно и интересно, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы задает каждый учитель, приходя сегодня в класс.

    Передо мной дети ХХI века. Сегодня  важно,  чтобы  их вера в себя окрасилась радостью,  получение жизненного  опыта и развитие таланта   представлялось привлекательным и достижимым. Говорят, талант делает человека достойным уважения. Все дети талантливы.  И я должна помочь им быть успешными. А для этого необходимо научить их  проявлять себя, презентовать, показывать, договариваться,    видеть окружение как положительную среду. Ребенок должен  почувствовать,  что это он  САМ   сделал открытие на уроке и что именно ЕМУ принадлежит ЕГО маленькая победа. Это позволяет подготовить ученика к покорению новых высот.

    Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Учитель без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

   Легко говорить о своей любви к детям вообще. А как полюбить конкретных детей? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников?

   В нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников, на мой взгляд, –  это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить –  это трудно. Верить ещё труднее. Я верю в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, – результату. 

    Уроки музыки как уроки искусства, уроки творчества содействуют оптимизации у детей целостного мышления, избирательных художественных потребностей и интересов, определенных ценностных ориентаций и установок.

     Поэтому я стремлюсь на уроках вызвать   удивление и любопытство  учеников, «аппетит» на знания.   То,  что я говорю, – смысл, то,  как я  говорю –  музыка!  Человек –  это есть слияние смысла и музыки.  Человек – это свет… Я учительница – это свет, смысл и музыка. 

Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.

 

Учитель музыки – прекрасная работа,

Ей отдаюсь вся без остатка я.

Концерты, развлечения, отчеты…

И это не работа – жизнь моя!


     К.Д. Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

      Да, я учитель и всегда хотела им быть. Моя работа приносит мне радость, и в этом я вижу свое счастье.

 

Дата последнего обновления страницы 28.02.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»